Strict Standards: Non-static method Joomla\CMS\Plugin\CMSPlugin::loadLanguage() should not be called statically in /home/valagro/valagro.ru/docs/plugins/system/jsecurelite/jsecurelite.php on line 23
Мобильные системы убоя овец - Valmont Agro
JM Creative - шаблон joomla Оригами

информация о промышленном животноводствесвиноводстве и птицеводстве

создание и реализация сельскохозяйственных проектов

Мобильные системы убоя овец

Мобильные системы убоя овецМировая практика свидетельствует, что лидирующее положение в овцеводстве занимает сегодня производство товарной баранины. Такая специализация определена требованиями рынка и обеспечивает эффективное ведение отрасли. Баранина относится к наиболее ценным видам мясной продукции и всегда пользуется на рынке повышенным спросом. При этом её себестоимость ниже говядины из-за того, что овцы в течение всего 8-10 месяцев в году могут обеспечиваться кормами за счет естественных пастбищ. Объемы поставки баранины на российский рынок значительно меньше его потребностей. За I – III кварталы 2007г. статистика насчитывает лишь 2,3 тыс. тонн собственного мяса в парном весе, примерно столько же дают поставки мороженой баранины по импорту.

Потребление баранины на душу населения в России составляет не более 1 кг в год, что почти вчетверо меньше нормы ФАО и ВОЗ. При этом мороженое седло барашка из Новой Зеландии продается в супермаркетах дороже красной рыбы. В числе основных проблем отечественного овцеводства не последнее место занимает полное отсутствие промышленных боен и предприятий первичной переработки мяса. На старых постсоветских мясокомбинатах соответствующее оборудование если и сохранилось, то в законсервированном виде. В торговую сеть поступает мясо с частных полукустарных боен, спешно созданных вокруг крупных мегаполисов. Здесь скупаемый где попало скот доводят до убойных кондиций и забивают практически вручную. Ни о каком контроле качества продукции, утилизации отходов, соблюдении санитарных норм говорить не приходится.

Сегодня в России баранина составляет менее 3% общего объема промышленно перерабатываемого мяса. В Европе же более 75% баранины в торговой сети – ягнятина текущего года рождения, профессионально выкормленная, забитая, разделанная и упакованная. На всем юге России лишь Кизлярский и Махачкалинский мясокомбинаты в Дагестане сохранили производственные мощности по убою овец. Но на пятимиллионное поголовье, содержащееся в хозяйствах республики, это капля в море. Весь остальной убой идет в частном секторе; при этом требуха и прочие остатки просто выкидываются на местные свалки. В этом году в нацпроект «Развитие АПК» наконец включена программа поддержки овцеводства. Если она заработает, то без эффективной организации промышленного забоя в регионах традиционного овцеводства просто не обойтись.

Сформулируем задачу.

Требуется предложить на российский рынок мясного овцеводства современную эффективную и надежную систему промышленного забоя. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Российское овцеводство сосредоточено, в основном, в южных регионах страны. Здесь неразвитая дорожная сеть, нет объектов инфраструктуры (сетей канализации, энергоснабжения, объектов пром.утилизации отходов), мало современных мясоперерабатывающих предприятий. Животные большую часть времени проводят на открытых пастбищах в среднегорье и полупустынных низменных зонах;
  2. Большинство поголовья содержится в личных подсобных и фермерских хозяйствах относительно малочисленными стадами. Реальных организованных форм кооперации между ними нет;
  3. В структуре реализации убоя велик процент продукции для собственных нужд (20% и более); объем товарных поставок меньший, чем в животноводстве, свиноводстве, птицеводстве;
  4. Практически отсутствует ритмичность поставок животных на убой, отличающая свинокомплексы и птицефермы. Пик забоя приходится на осенние месяцы, когда отары спускаются с альпийских лугов. С января по апрель убой, как правило, минимальный;
  5. Потребление баранины, по-видимому, в меньшей степени централизовано, чем других видов мяса. Следовательно, доставка промышленно переработанной продукции будет осуществляться более мелкими партиями в большее число адресов.
  6. Следует учитывать фактор ритуальных традиций в организации убоя. Даже промышленная бойня должна отвечать исламским стандартам лишения жизни идущих в пищу животных.

Если в отрасли ориентироваться на создание достаточно мощных централизованных мясоперерабатывающих предприятий с цехами убоя, то движение по цепочке «пастбище-торговая сеть» можно представить в следующем виде.

Недостатки схемы видны невооруженным глазом. Обилие «перекладных» будет ощутимо влиять на себестоимость продукции и её качество. Маловероятно, что фермеры имеют свой транспорт для доставки стада на бойню за 100 и более километров. Также очевидно, что у бойни никогда не будет достаточного числа машин для сбора животных по горным селениям.

Вариант, когда после спуска с альпийских пастбищ стадо доставляется на некий сборный пункт, равноудаленный от мест содержания животных и убойного цеха, возможен, но весьма накладен (непонятно, кто его будет создавать и на чьи средства). Неясна и структура расчетов с владельцами мелких стад: вряд ли они согласятся ждать реализации конечной продукции и захотят получить деньги сразу. Но приобретение животных по факту сдачи, когда ветеринарное освидетельствование проведено «наглазок», опасно для убойного цеха.

Решение очевидно. Для данной системы ведения овцеводства убойный цех следует максимально приблизить к «месту дислокации» животных.
При этом мобильная бойня должна легко перемещаться от одного населенного пункта к другому, производить убой и первичную разделку по современным технологическим и санитарным стандартам, быть максимально автономной, т.е. не зависеть от внешних инженерных сетей, подвода воды, энергии, наконец, быть экологически безопасной для окружающей среды. Всем вышеперечисленным требованиям соответствует убойный цех, размещенный в типовом 40-футовом грузовом контейнере.

Для нужд убойного цеха контейнер переоборудуется: изнутри облицовывается сэндвич-панелями с поверхностью из стеклопластика (те же панели «zootec», идущие на кровлю свинокомплексов); в стенах прорезаются дополнительные двери, окна, люки для сброса отходов. Внутреннее помещение разделяется перегородками на 2 функциональные зоны. В первом, техническом помещении размещаются обеспечивающие системы: дизель электрогенератор на 6 кВт, бойлер на 220 литров, бак ПВХ питьевой воды на 2 000 литров. Здесь же устанавливается центральный пульт управления, электрощиты пр. Не забыты такие «мелочи», как высокочастотный преобразователь для борьбы с грызунами, электрический отпугиватель насекомых.

В основной части контейнера располагается собственно оборудование для убоя и разделки. Она действует следующим образом. Животное из загона цепляется за заднюю ногу к электрической тали грузоподъемностью 125 кг и поднимается в зону убоя. Здесь расположен станок-фиксатор с прибором электрооглушения. Устройство имеет поворотный механизм, которое послеудара током переворачивает животное горлом к забойщику.

Здесь же происходит первичная подрезка. Далее животное цепляется за ногу на крюк и по направляющим, прикрепленным к потолку, перемещается в зону свежевания. Движение обеспечивает электромотор мощностью 0,24 кВт. Кровь из зоны убоя стекает по специальным желобам во внешний танк. На полу расположена решетка с системой дренажа, препятствующая скольжению. Срезка рогов и копыт ведется специальными электрогидравлическими клещами; вскрытие грудины – также электропилой с балансиром. Потроха, головы и ноги, шкуры последовательно сбрасываются по желобам в специальные танки из нержавеющей стали емкостью по 300 литров, располагаемые снаружи.

Если производится ритуальный забой, то электрошокер не применяется. После ветеринарной инспекции и взвешивания каркасы через задние двери поступают непосредственно потребителям либо грузятся в рефрижераторы. Здесь также установлен манипулятор на гидравлике. Животные, вызвавшие подозрения ветеринарного инспектора, помещаются в специальный холодильник. Рефрижератор, оснащенный системой направляющих для подвески туш, состыковывается с бойней; в этом случае процесс погрузки существенно ускоряется. Несмотря на компактность, мобильная бойня полностью оснащена устройствами автоматизации, включая пилы и клещи, мойки под давлением, стерилизаторы, манипуляторы и т.д. В комплект входят также ножи и прочие приспособления бойщика. Производительность мобильной бойни – приблизительно 20 овец в час. Очевидно, что время работы бойни зависит только от потребностей фермеров.

Организация убоя происходит следующим образом.

  1. Подбирается площадка, удобная для организации загона предварительного содержания животных и доступная для контейнеровоза-длинномера. Поскольку бойня автономна, никаких требований к инженерным сетям нет.
  2. В назначенное время бойня прибывает на место. Подготовка к работе занимает около часа. После проведения убоя все отходы, включая слив с мойки туш и техническую воду после дезинфекции помещений, вывозятся к месту утилизации. В комплект бойни может быть также включен портативный крематорий для сжигания отходов на месте.

Следует отметить, что идея передвижных мобильных боен актуальна не только для России. И в Италии столкнулись столкнулись с проблемой эффективной организации убоя животных в отдаленных районах.

Кстати, уклад жизни сицилийских или калабрийских крестьян очень похож на обычаи и традиции горцев Кавказа и жителей предгорий. В обеих странах отдаленные поселения труднодоступны, но районные центры всегда имеют хорошую автомобильную связь с центром. Поэтому до ставить сюда контейнер мобильной бойни не представляется трудной задачей. Нельзя сказать, что в России эта проблема никогда не решалась. Она, например, нашла свое воплощение в разработке передвижных армейских мясокомбинатов. Они незаменимы в дальних войсковых частях, при проведении учений, при быстром перемещении войск. Типовой армейский мясокомбинат предназначен для убоя свиней и овец, а также для обработки и охлаждения туш в полевых условиях. Цех –автоприцеп с холодильной установкой монтируется на базе двухосного низкорамного прицепа типа 2-ПН-4. Его длина 7, ширина 2,4 и высота 3,2 метра. Цех оснащен автономной дизель-электроустановкой ЭДС-20-ВС/400. Производительность такого предприятия 4-5 тонн мясопродуктов в сутки. Всё сделано очень просто, если не примитивно, но в условиях «военного времени» вполне работоспособно. Достоинства передвижной бойни овец очевидны. Убойный цех может быть доставлен «в нужное время и в нужное место». Убой происходит в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами. Легко соблюдаются и требования ритуального убоя. Значительно сокращается транспортное плечо: освежеванные и выпотрошенные туши вывозятся рефрижераторами на мясоперерабатывающие предприятия для дальнейшей разделки и обработки или на месте передаются потребителям. Решена проблема утилизации отходов: они либо доставляются этим же транспортом к месту захоронения/перерабтки, либо сжигаются на месте. Расчет с потребителями также происходит непосредственно по факту убоя. Компания поставляет полный комплект оборудования мобильной бойни, включая все основные и вспомогательные элементы: моторы, инструменты, приборы и механизмы, соединительные трубы, шланги, и пр. До отправки оборудование для убоя проходит приемочные испытания. Заказчик должен иметь лишь стандартную платформу под контейнер и грузовик-тягач. Срок поставки не превышает 2-х месяцев с момента оформления заказа. Мы уверены, что организация мобильных боен является сегодня наиболее предпочтительным решением для регионов традиционного овцеводства. Кстати, аналогичная система убоя с успехом применяется и в свиноводстве: габариты контейнера вполне позволяют разместить в нем полный комплект оборудования бойни производительностью 15–20 свиней в час.

Типовой армейский передвижной мясокомбинат для убоя свиней и овец, обработки и охлаждения туш в полевых условиях. Цех-автоприцеп с холодильной установкой базе двухосного низкорамного прицепа типа 2-ПН-4. Длина 7, ширина 2,4 и высота 3,2 метра. Оснащен автономной дизель-электроустановкой ЭДС-20-ВС/400. Производительность – 4–5 тонн мясопродуктов в сутки.

оборудование для убоя и переработки